Таинства и требы совершаемые в храме

Главная » Таинства и требы совершаемые в храме

Таинства и требы совершаемые в  храме

Таинства и требы совершаемые в храме

Таинство Крещения

Таинство Крещения является одним из семи таинств Православной Церкви. Это одно из наиболее древних таинств, символизирующее духовное рождение человека в новую жизнь.

Смысл Таинства

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатию Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви.

Подготовка к Таинству

Для принятия Таинства Крещения необходимы вера и покаяние. Для родителей, желающих покрестить своих детей, восприемников этих детей, а также взрослых, желающих принять Таинство Крещения, в нашем храме проводятся Огласительные беседы в воскреснье  и четверг в 16-00.

Установление Крещения

Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у пророка Иоанна Предтечи. Потом, по воскресении Своём, Он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Ев. от Матфея, 28, 18-20). О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5).

В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники. Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим приходским праздником. Новокрещёные люди, облачённые в белые одежды, впервые приступали к причастию.

Крещение младенцев

Одна из древних православных традиций — обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети.

Младенцев можно крестить по вере родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда крестник подрастёт, крёстные призваны позаботиться о нём, чтобы он стал истинным христианином. На то, что благодатные дарования даются младенцам по вере других, нам дано указание в Евангелии, в эпизоде про исцеление расслабленного: «Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Евангелие от Марка, 2, 5).

История и чинопоследование Таинства Крещения

В Церкви сложилось так, что два её Таинства – Крещение и Миропомазание, как единый и неразрывный путь христианина к жизни в Святом Духе, представляют собой общее чинопоследование.

Сейчас в Русской Православной Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день и позже. Никаких канонов, которые бы запрещали матери находиться во время Крещения в храме, нет. И если настал сороковой день после рождения ребенка, если священник прочитал над ней очистительную молитву, она, безусловно, может присутствовать при Крещении своего младенца.

Оглашение – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово.

Последование, которое есть сегодня в Требнике, сформировались в целом к X веку в Византии и оттуда перешло на Русь.

Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора). Таковой восприемник назывался по-гречески «анадехоменос» т.е. «поручитель за должника». Это юридический термин: всякий человек как бы «должник» Бога, и восприемник за него поручается. А вот обычай иметь двух крестных – русская традиция, распространившаяся лишь с XIV века.

Крестит не только священник 

Следует помнить, что Таинство Крещения – это единственное Таинство Церкви, которое может совершить не только священник, но и любой мирянин при каких-то крайних житейских обстоятельствах (например, при угрозе смерти находящегося рядом человека, желающего воспринять это Таинство или над умирающим некрещёным младенцем). Для его совершения мирянину потребуется вода, а также будет необходимо произнести (при
троекратном погружении в неё крещаемого, или при троекратном его кроплении) те же крещальные слова, что произносит и священник во время совершения Таинства: «крещается раб Божий» (упоминает его имя) «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». Затем, если этот умирающий человек всё же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинством Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник.

Существует древняя традиция (со II—III веков) облачать новокрещёного в белые одежды. На новокрещёного христианина также возлагается крест. Исшедшему из купели и одетому в белые ризы человеку вручается свеча, свидетельствующая о возжжённом свете веры, который пребывает теперь в его душе, и о славе будущей жизни, к которой он призван.

Источник: Православие и мир
https://www.pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya/

***

Человек перед Богом. Таинство Крещения

***

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку обычно его совершает собор из семи священников. Однако Таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками освящённым елеем (маслом), смешанным с красным вином.

Смысл Таинства

При помазании освящённым маслом по молитве священнослужителей человек получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни. Таинство Соборования служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Это Таинство отчасти сродни Таинству Покаяния – он имеет явно покаянный характер, ведёт человека к исцелению от властвующего над ним греха.

В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом.

В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мёртвых. 

История и чинопоследование Таинства

Таинство Елеосвящения (Соборования), как и прочие шесть Таинств Церкви, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему».

Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как «благодарение воды и елея» и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания больных и для потребления его ими в пищу.

В византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…» Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования.

В наши дни Таинство начинается с чтения подготовительных молитв, канона.
Затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство.

Потом читается молитва на освящение елея и совершается само помазание освящённым маслом. При помазании священник читает молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и опять следует подобный цикл. Так повторяется семь раз.

В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после Таинства елей и употреблять его для помазания.

Когда и как часто следует собороваться

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним больным, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству, и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего периоды постов. В нашем храме Таинство Соборования совершается в Великий, Рождественский и Успенский посты согласно отдельно вывешенному расписанию.

Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году. Человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении и не только в телесном (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего в духовном, в очищении своих неосознанных грехов.

«Мифы» о Соборовании

Существует мнение, что прибегать к Таинству Соборования следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Такой взгляд на Таинство не соответствует Священному Писанию. Апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Однако не стоит после совершения Соборования ожидать немедленного выздоровления. Исцеление – это свободный дар Бога, а не неизбежный результат совершения каких-то действий.

Отдельно надо сказать о Соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда они боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу и последовательно совершает три эти Таинства. Соборование для умирающего совершенно необходимо, ведь такой человек зачастую уже просто физически не может исповедоваться.

Источник: журнал «Фома»
Православие.ru

Человек перед Богом. Елеосвящение

***

Таинство Венчания

Таинство Венчания является одним из семи таинств Православной Церкви.

Смысл Таинства

Венчание – это Таинство Церкви, благословение супружества как совместного пути к Богу. Венчание – это пик, которого может достичь семья. Это новый, высший уровень бытия супругов в системе не только земных, но и небесных координат. Можно сказать, что венчанный брак Сам Христос несёт на своих руках (не без нашего стремления и старания). Во время семейных нестроений мы призываем разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в Таинстве Венчания предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя.

Подготовка к Венчанию

Для желающих принять Таинство Венчания, в нашем храме проводится индивидуальная беседа со священнослужителем.
Встречи духовенства с женихом и невестой могут проводится во время дежурств священнослужителей. График дежурств располагается по ссылке.

День и время Венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед Венчанием им необходимо исповедоваться.
Желательно (но не обязательно) пригласить двух свидетелей, которые должны быть православными, по возможности церковными людьми.

Для совершения Таинства Венчания нужно иметь:
1. Икону Спасителя и икону Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Иконы приносят родители, а если они не участвуют в Таинстве Венчания, то жених и невеста.
2. Обручальные кольца, которые являются символом вечности и неразрывности брачного союза.
3. Венчальные свечи (можно приобрести в храме).
4. 3 белых полотенца (2 рушника под ноги и 1 для рук).

 История и чинопоследование Таинства

Брак появился ещё в Раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы, и создал брак сам Господь. Известно, что у первых христиан существовало такое понятие, как «церковный брак», а чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодожёнов. Современный общепринятый чин Венчания или чинопоследования церковного благословения брака сложился в XVI-XVII вв.

Венчанию предшествует Обручение (помолвка). Оно является самостоятельным чином, но на практике уже с XV века обычно совершается непосредственно перед Венчанием. По традиции Обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста ещё пока не стали едины в браке.

Чинопоследование Обручения имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.
Затем благословляет жениха и невесту зажжённым венчальными свечами, даёт их им в руки, берет кадило и кадит. Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает Святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» – всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектения (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении с добавлением прошений об обручающихся.

Молитвы на обручение, известные с конца 8 века, – это основа чина обручения. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение – священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось носить серебряное, а жене – золотое кольцо.
Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, которая всё совершает и утверждает.

Заключающая молитва «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Далее следует Венчание.

 

Венчание имеет следующее чинопоследование:

Читается 127-й псалом (“Блажени вcи боящиися Господа”) — своего рода напоминание венчающимся о том, в чём заключается истинное счастье.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора храма и становятся на рушник в центре храма. Венчание совершается на середине храма.

Священник возглашает: «Благословенно Царство».

Далее – мирная ектенья.

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы. Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим). Если венцы не подходят по размеру, над головами венчающихся их держат свидетели. Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Прокимен (стих, который поётся перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие. Читается отрывок Еф. 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин. 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья.

Молитва о новобрачных – одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш».

Священник благословляет общую чашу с вином и даёт жениху и невесте по очереди из неё испить. Чаша символизирует указание на единство супругов во всём. Из неё супруги отпивают трижды, по очереди.

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелие. Хор поёт праздничные песнопения – тропари.
Священник снимает венцы, произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение. Затем поздравляет новобрачных

 Что может препятствовать христианскому браку:

  • Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. Не благословляется брак, если один из будущих супругов (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на Венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
  • Не разрешается Венчание, если хотя бы один из супругов не крещён.
  • Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на вступление в новый брак.
  • Препятствием к совершению Венчания является кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретённое через восприемничество при совершении Таинства Крещения (являются крёстным и крестником по отношению друг к другу).

Более подробно о препятствиях к вступлению в брак можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

В какие дни можно венчаться:

Венчание в храме может совершаться утром или днём, после завершения Литургии. Венчаться можно в любые дни, кроме следующих:

  1. от Недели Мясопустной, то есть воскресенья перед Прощёным воскресеньем, до Недели Фоминой (1-го воскресенья после Пасхи);
  2. во весь Петров пост;
  3. во весь Рождественский пост, включая дни Рождественских святок, то есть вплоть до 18 января;
  4. во вторник и четверг, т.е. накануне однодневных постов в среду и пятницу;
  5. в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников и многодневных постов.

Источник:
Православие и мир https://www.pravmir.ru/tainstvo-venchaniya/
Фома https://foma.ru/sut-venchaniya.html ;
https://foma.ru/tainstvo-venchaniya.html
https://foma.ru/mozhno-li-venchatsya.html
https://foma.ru/sem-tainstv.html

Человек перед Богом. Таинство брака

***

Таинство Исповеди (Покаяние) 

Таинство Исповеди (Покаяние) – это Таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи. Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Смысл Таинства

Покаяние – это перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения, сожаление о совершенном греховном поступке и твёрдое решение никогда его более не повторять. Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния – таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Своё завершение оно получает в Таинстве Исповеди, когда Бог через священника отпускает те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальное участие в Таинстве Исповеди не принесёт пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.

Подлинное покаяние способно разорвать «цепочку греха», вывести человека из круговорота страстей и пороков.

История Таинства

Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,1 Цар 15:24-25 и др.). Пророк Иоанн Креститель исповедовал людей, приходивших к нему креститься (Мф 3:6). И Иисус Христос своё общественное служение начал именно с проповеди покаяния: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие” (Мф 4:17; Мк 1:15).

Регулярная Исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Публичная Исповедь первых столетий жизни Церкви совершалась кающимися перед епископом и в присутствии всей общины. Человек открыто и гласно исповедовал свои грехи. Такая Исповедь предназначалась для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекались от Христа.

Тайная Исповедь, издревле существовавшая в Церкви Христовой наряду с публичной, оформилась как целостное и разработанное чинопоследование в V-VI веках. Сегодняшний чин Таинства Покаяния, который печатается в православном Требнике сформировался в XVII веке.

Как следует исповедаться

Существует множество брошюр, рассказывающих о том, как правильно готовиться к Таинству Исповеди, в некоторых из них публикуются списки грехов. К подобным руководствам надо относиться осторожно. Так как на Исповеди мы должны каяться не в вычитанных в книжке грехах, а в том, о чём нам говорит наша совесть. Иначе Исповедь станет сухой, формальной и не приносящей плода.

Если мы ощущаем потребность в духовном руководстве для нашего Покаяния, то можно обратиться к опыту и наставлениям святых или к совету опытных пастырей. Кроме того, очень важно не забывать, что ты исповедуешься Живому Богу, незримо присутствующему во время Таинства, а священник выступает только в роли свидетеля покаяния, о чём он напоминает в молитве перед совершением Таинства.

Как происходит Исповедь

В нашем храме, как правило, Исповедь совершается утром перед Божественной Литургией в 8.30. Накануне воскресных и праздничных дней Исповедь совершается и вечером с 17.00 во время и после вечернего богослужения. Также в некоторых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени Исповеди.

Перед началом Исповеди выходит священник и читает общую молитву, во время которой в определённый момент исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек ещё раз называет своё имя и кается в совершенных грехах.

Когда Исповедь завершена, христианин становится на колени перед Крестом и Евангелием, священник накрывает его епитрахилью (длинной широкой лентой, огибающей шею и обоими концами спускающейся на грудь священнослужителя) и читает разрешительную молитву. Затем прихожанин целует Крест и Евангелие и берёт благословение у священника.

Как помочь тем, кто редко приходит на Исповедь

Бывают дни (обычно во время Великого поста), когда основной поток исповедников составляют те люди, которые редко бывают в храме. Их сразу видно — по вопрошающим взглядам, растерянности, неловкости, непониманию, куда идти. Важно не осуждать таких людей, а наоборот, помочь им. Уступите им место в очереди на исповедь, чтобы священник имел возможность уделить им больше внимания.

Не пугайте таких людей рассказами о страшной участи грешников, а наоборот — подбодрите, помогите понять, что Исповедь — это радость от встречи с Богом, что она помогает выкинуть из души весь накопленный за год мусор и почувствовать легкость бытия. Расскажите о том, что Великий пост — это удивительное время, когда мы расставляем приоритеты своей внутренней жизни и восстанавливаем главенство духа над плотью.

Детская Исповедь

Не нужно ребёнка заставлять исповедоваться, если он этого не хочет, а если ребёнок исповедуется в первый раз, то необходимо предупредить об этом священника перед совершением Таинства Исповеди.

Обычно детей приводят на первую исповедь в семилетнем возрасте. К Таинству ребёнка нужно подготовить. Во-первых, дома, в спокойной обстановке, рассказывать ему о смысле и порядке совершения Таинства Исповеди. Во-вторых, где-то лет с пяти-шести можно подводить сына или дочь к священнику, чтобы он благословил ребёнка и, может, даже кратко побеседовал с ним. Главное, для чего это нужно, чтобы ребёнок не боялся батюшку, не чувствовал себя на первой Исповеди, как на страшном экзамене.

Источник:

журнал «Фома» https://foma.ru/

«Православие и мир» https://www.pravmir.ru/ustupi-ispoved/

Человек перед Богом. Исповедь, молитва и пост

***

Причастие (Евхаристия)

Причастие (Евхаристия) является Таинством, в котором верующие под видом хлеба и вина принимают Тело и Кровь Христа из Чаши (причащаются).

История Таинства

Таинство Причастия установил Иисус Христос на Тайной Вечере незадолго до своей Крестной смерти. На Вечери присутствовали только ближайшие ученики Спасителя — апостолы. Во время пасхальной трапезы (ветхозаветной — в честь исхода евреев из Египетского плена) Христос благословил хлеб и вино, назвав их своими Телом и Кровью.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Смысл Таинства

В Евангелии от Иоанна Спаситель прямо говорит о том, зачем нужно причащаться: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54). То есть причащение нужно для соединения со Христом — посредством вкушения под видом евхаристического хлеба и вина Тела и Крови Иисуса Христа происходит самое тесное и глубокое соединение человека с Богом, которое только возможно здесь, на Земле. И как следствие — мы причащаемся для того, чтобы быть вместе со Христом Ним в Вечной Жизни. Через Причастие верующие становятся причастными Богу.

Как готовиться к Причастию

Обычная подготовка к Причастию включает в себя пост (отказ от пищи животного происхождения, развлечений и супружеских отношений от 1 до 3-х дней перед Причастием), Исповедь (раскаяние в грехах в присутствии священника и получение прощения), присутствие накануне Причастия на вечернем богослужении, чтение особых молитв – Проследования ко Причащению и канонов Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю.
Священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию: меру поста или вид молитвенного правила, — в зависимости от обстоятельств в жизни прихожанина, а также для тех, кто пришел на Причастие впервые.

Исповедь, как правило, проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией. Причащаться могут все крещёные люди, которые получили перед Причастием благословение священника.
После 24.00 наступает «евхаристический пост» – готовящиеся к Причастию уже не вкушают пищи и не пьют. К Причастию подходят натощак. По окончании литургии причастники выслушивают в храме или читают дома по молитвослову благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Как происходит Причастие

В конце каждой Божественной Литургии совершается Причастие (другое название — Евхаристия, от греческого слова «благодарение»). После того, как происходит пресуществление (превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, священник или епископ выходит с Чашей к людям. Из Чаши специальной ложкой (по-славянски лжицей) верующим преподаются Святые Дары. При этом священнослужитель говорит: «Причащается раб Божий (имя) Честнáго и Святаго Тела и Крóве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную». В нашем храме Литургия совершается ежедневно в 8.30. В воскресные и праздничные дни совершаются две Литургии в 6.30 и 8.30.

Кому нельзя причащаться

— Людям, которые не готовились к Таинству и не получили благословение священника на принятие Святых Тайн.
— Женщинам во время месячных, за исключением случаев смертельной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием.
— Людям, находящимся в состоянии озлобленности, гнева, имеющим тяжелые неисповеданные грехи или непрощённые обиды.

Подготовка детей к Причастию

Чтобы подготовить детей к Причастию, прежде всего важно объяснить им, что это такое. Надо говорить правду, а именно то, что Причастие – это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это ребенку стоит объяснить с самого начала. Следует избегать таких слов: «хлебушек с вином», «сладкий хлебушек».
Важно рассказать ребёнку, что Причастие – это Божественный свет, огонь Божественной любви, который может очистить и освятить душу. Подготовка ребенка к Причастию состоит прежде всего из работы души: нужно примириться со всеми, попросить прощения за плохие поступки у Бога и людей. Если ребёнок уже взрослый, он может участвовать в Таинстве Исповеди. Возраст, с которого дети начинают исповедоваться, и частота Исповеди обсуждаются родителями с духовником семьи.
Формированию правильного отношения ребенка к Причастию способствует то, что он видит подготовку своих родителей, их благоговение перед Таинством.
Важным элементом подготовки детей к Причастию является личная молитва к Богу. С 7 лет хорошо хотя бы одну молитву читать, можно начинать с тех молитв, которые произносит священник в храме перед тем, как начинает причащать прихожан: «Верую, Господи, и исповедую…» и «Вечери твоея тайныя днесь». И важно объяснить смысл этих молитв. С возрастом молитвенное правило перед Причастием может увеличиваться с учётом духовного и интеллектуального развития ребёнка.

Источник:
журнал «Фома» https://foma.ru/